Мариус Петипа (11.03.1818 - 14.07.1910)  

Выдающийся балетмейстер и танцовщик родился в Марселе в семье французского артиста балета и балетмейстераЖана-Антуана Петипа и драматической актрисы Викторины Морель-Грассо. Балетному искусству учился у своего отца, также брал уроки у известного французского хореографа и танцовщика Огюста Вестриса. В детстве и юности гастролировал с отцом, выступая во Франции, в США ив Испании.

В 1847 году Петипа по приглашению российских властей приехал в Петербург в качестве танцовщика. В том же году дебютировал как балетмейстер. Сочинив на рубеже 1850-х и 1860-х годов ряд одноактных спектаклей, в 1862 году Петипа прославился постановкой балета "Дочь Фараона" (музыка Ц.Пуни), поразившей зрелищностью и танцевальным богатством, и был официально назначен балетмейстером Петербургских императорских театров, а с 1869 года стал главным балетмейстером. Это место он занимал до 1903 года. В 1894 году Петипа принял русское подданство. Русских артистов он считал лучшими в мире, говоря о том, что способность к танцу у русских просто врожденная и требует лишь тренировок и шлифовки. Мариус Петипа скончался в Гурзуфе 1 (14) июля 1910 года.

Творчество Мариуса Петипа является целой эпохой, оказавшей огромное влияние на развитие российского балета.Среди его постановок такие спектакли, как "Царь Кандавл" (1868) Цезаря Пуни, "Дон Кихот" (1869, Москва; 1871,Санкт Петербург), "Баядерка" (1877) Людвига Минкуса и другие. Вершин академизма и симфонизации танца Петипа достиг в балетах Петра Чайковского ("Спящая красавица", 1890; "Лебединое озеро", 1895) и Александра Глазунова ("Раймонда", 1898). Петипа не только выдающийся хореограф, создавший золотой фонд классического наследия, который до сих пор составляет основу репертуара крупнейших балетных трупп мира. Он также вдохнул новую жизнь в балеты своих предшественников Ж. Перро, Ж. Мазилье, А. Сен-Леона, сохранив их для потомков. Среди них «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар» «Коппелия», «Пахита» и др. Многие его постановки сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия XIX века.

В 2002 году Пермский местный общественный фонд поддержки и развития Пермского театра оперы и балета «Жемчужина Урала» учредил приз имени Мариуса Петипа «За чистоту и академизм классического танца», который с тех пор неизменно вручается на каждом конкурсе “Арабеск».

Обладатели Приза имени Мариуса Петипа «За чистоту и академизм классического танца» на конкурсе «Арабеск»:

  • "Арабеск-2002"—Александра Суродеева (Казахстан), в настоящее время прима-балерина Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского.
  • "Арабеск-2004"—Сергей Сидорский (Украина), в настоящее время премьер Национальной оперы Украины им. Т. Шевченко (Киев).
  • "Арабеск-2006"—Роберт Габдуллин (Россия, Екатеринбург), в настоящее время премьер Wiener Staatsoper (Австрия).
  • "Арабеск-2008"—Артём Овчаренко (Россия, Москва), в настоящее время премьер Большого театра России.
  • "Арабеск-2010"—Дмитрий Котермин (Россия, Москва), в настоящее время ведущий солист Московского областного государственного театра «Русский балет».
  • "Арабеск-2012"—Сергей Гаген (Россия, Пермь), в настоящее время ведущий солист Самарского академического театра оперы и балета.
  • "Арабеск-2014"—Никита Четвериков (Россия, Пермь), в настоящее время премьер Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского.
  • "Арабеск-2016"—Эркин Рахматуллаев (Казахстан), в настоящее время ведущий солист балета Государственного театра оперы и балета «Астана Опера».
Александра Суродеева
Наталия Домрачева и Сергей Сидорский
Роберт Габдуллин
Артем Овчаренко
Дмитрий Котермин
Сергей Гаген
Никита Четвериков
Эркин Рахматуллаев
Условия | Учредители, партнёры | Новости | История | Контакты | English | Театр